Государственное автономное учреждение «Центр развития экспортного потенциала Нижегородской области»
Тел: +7 (831) 435-18-48
e-mail: info@export-nn.ru

О принимаемых мерах по либерализации российского законодательства в сфере валютного контроля.

1. Принятый Федеральный закон от 16.11.2011 № 311-ФЗ «О внесении изменений в статью 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 311-ФЗ) разработан в соответствии с пунктом 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации 06.12.2010 Пр-3529 (по итогам заседания Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России от 29.11.2010), поручением Правительства Российской Федерации от 16.12.2010 № ВП-П13-8625 и вступил в силу 28 ноября 2011 года. Концепция Закона № 311-ФЗ была предложена Росфиннадзором.

Закон № 311-ФЗ предусматривает дифференцированный подход при определении наказания в зависимости от сроков задержки представления документов, одновременно определяя низший и высший пределы административного штрафа с целью обеспечения индивидуализации наказания с учетом характера совершенного административного правонарушения, обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность, степени вины правонарушителя. При этом Закон № 311-ФЗ вводит установление такого вида административного наказания, как предупреждение.

В предусмотренных Законом № 311-ФЗ случаях административные штрафы существенным образом снижены.

2. Федеральный закон от 16.11.2011 № 312-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 312-ФЗ) разработан во исполнение пункта 2.4 Плана мероприятий по оптимизации процедур в сфере таможенного администрирования и валютного контроля, связанных с экспортом и временным вывозом высокотехнологичной продукции, одобренного протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 21.04.2010 № 100, пункта 5 Плана мероприятий по совершенствованию государственного управления в сфере таможенного администрирования экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции и совершенствованию процедур экспортного контроля в отношении высокотехнологичной продукции, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 12.11.2010 № 1974-р и вступил в силу 28.11.2011 года. Концепция Закона № 312-ФЗ предложена Росфиннадзором.

Закон № 312-ФЗ вносит изменения в способ определения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение и уточняет санкцию, предусмотренную частью 4 статьи 15.25 КоАП РФ, путем установления дифференцированного размера административных штрафов за невыполнение резидентами в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, в зависимости от факта незачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках и/или от факта зачисления денежных средств на счета в уполномоченных банках, но с нарушением срока такого зачисления.

Размер санкций за задержку поступления денежных средств на счета в уполномоченных банках увязан со ставкой рефинансирования, установленной Центральным банком Российской Федерации, действовавшей в период просрочки, и определяется в зависимости от размера суммы денежных средств, зачисленных с нарушением установленного срока на счета в уполномоченных банках, с учетом длительности просрочки зачисления.

Таким образом, к резидентам будут применяться соразмерные санкции в зависимости от суммы и сроков нарушения требований по репатриации денежных средств, причитающихся в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов), путем снижения административной ответственности при незначительном нарушении сроков репатриации таких денежных средств.

В связи с новой редакцией диспозиции части 4 статьи 15.25 КоАП РФ внесены соответствующие изменения в статью 3.5 КоАП РФ, определяющую принципы установления размера административного штрафа, в частности ее дополнения нормой об установлении возможности исчисления размера административного штрафа как суммы денежных средств, кратной размеру ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от суммы денежных средств, зачисленных на счета в уполномоченных банках с нарушением установленного срока.

3. Федеральным законом от 06.12.2011 № 406-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» существенно упрощены процедуры валютного контроля (далее – Закон № 406-ФЗ).

Закон № 406-ФЗ разработан в соответствии с подпунктом «в» пункта 1 и пунктом 2 перечня поручений Президента Российской Федерации 04.08.2010 № Пр-2279 (по итогам заседания 27.07.2010 Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России) и поручением Правительства Российской Федерации от 15.08.2010 № ВП-П13-5668.

Закон № 406-ФЗ вступает в силу 05.06.2012 за исключением положения абзаца 3 подпункта «г» пункта 6 статьи 1 Закона № 406-ФЗ вступающего в силу с 01.01.2013.

В целях оптимизации валютного контроля при осуществлении внешнеторговых сделок с товарами путем сокращения документооборота, а также уточнения компетенции таможенных органов как агентов валютного контроля, для перехода на оформление паспорта сделки в электронном виде, сокращения объема информации, необходимой для оформления паспорта сделки, Законом № 406-ФЗ:

1). Закреплены права и обязанности резидентов по представлению уполномоченным банкам информации об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и/или валюты Российской Федерации за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, а также об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по внешнеторговой сделке путем передачи резидентам товаров, выполнения работ, оказания услуг в счет осуществленных авансовых платежей (изменения в статье 19 Закона № 173-ФЗ) для указания в ведомостях банковского контроля. Порядок такого представления должен быть разработан Центральным Банком Российской Федерации;

2). Уточнена компетенция Центрального банка Российской Федерации по установлению единых правил оформления в уполномоченных банках паспорта сделки с учетом определения в законе исчерпывающего перечня сведений, подлежащих указанию в паспорте сделки, и требуемых для его оформления подтверждающих документов (изменение в статье 20 Закона № 173-ФЗ). Введенные Законом № 406-ФЗ изменения освобождают резидентов от обязанности переоформлять паспорт сделки в случае изменения сроков исполнения текущих обязательств по контракту, а также иных сведений о контракте, не включенных в перечень, установленный Законом № 173-ФЗ.

3). Установлена обязанность для уполномоченных банков передавать в срок не превышающий трех рабочих дней оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации (изменение в статье 20 Закона № 173-ФЗ).

4). Уточнены функции Правительства Российской Федерации в части координации деятельности в области валютного контроля органов и агентов валютного контроля (изменение в части 6 статьи 22 Закона № 173-ФЗ).

5). Дополнен перечень документов, запрашиваемых агентами валютного контроля, документами, необходимыми для подтверждения статуса физического лица – нерезидента (дополнение пунктом 14 части 4 статьи 23 Закона № 173-ФЗ). Перечень расширяется с учетом документов, вновь введенных в определении понятия нерезидента.

6). Введен принцип однократности представления документов резидентами и нерезидентами органам и агентам валютного контроля и регламентация видов представляемых документов (изменения в части 5 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

7). Уточнена компетенция таможенных органов при таможенном оформлении товаров, передаче в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам, а также установление обязанности таможенных органов передавать данную информацию в электронном виде в уполномоченные банки не позднее трех рабочих дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами Российской Федерации товаров (новая часть 6.1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

8). Установлена обязанность для уполномоченных банков и государственной корпорации «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агентов валютного контроля при наличии информации о нарушении юридическим лицом – резидентом требований статьи 19 Закона № 173-ФЗ передавать органу валютного контроля, имеющему право применять санкции к данному лицу, соответствующую ведомость банковского контроля по состоянию на дату выявления нарушения (новая часть 9.1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

9). Регламентированы вопросы информационного обмена в форме электронных документов между органами и агентами валютного контроля в целях осуществления валютного контроля, защиты передаваемой информации (новая часть 17 статьи 23 Закона № 173-ФЗ).

Создаваемый Законом № 406-ФЗ благоприятный режим для осуществления внешнеэкономической деятельности, в том числе инновационных компаний, послужит ее развитию. Налаживание обмена информацией в форме электронных документов, позволит сократить сроки выпуска товаров и снизить риски неопределенности по срокам поставок товаров для участников внешнеэкономической деятельности.

Материал подготовлен Управлением валютного контроля Росфиннадзора, 2012 г.